Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Good Vibrations - Почему нравится то, что не нравилось

Реклама

arbogast
[info]arbogast
в избранное
рассказать другу
Почему нравится то, что не нравилось
Зачем нам искусство? Эстетическое удовольствие основывается на том, что мы (и зритель, и автор) находим брата, второго себя, катаемся на качелях между двумя вариантами мира и собственной судьбы. Вслушиваясь в музыку или созерцая картину, мы погружаемся в иное пространство и время, в другие обстоятельства жизни, однако экспортируем себя не целиком, сохраняем связь с привычными телом и миром. Ныряем взглядом, погружаем лицо в картину, но уши остаются снаружи, как страховочный трос. И в кино ходим парами, чтобы было кому подстраховать, придержать за руку.

Старые фильмы, которые в своё время не нравились, теперь могут дать нам удвоенное удовольствие: мы получаем дополнительную, третью степень свободы, можем входить (одной ногой, одним глазом) не только в образ экранного героя, но и в образ своей юности, жизни в другую, среднюю (между экранной и теперешней) эпоху, когда впервые посмотрели этот призабытый фильм.

Расщепить восприятие, отделить ретроспективный взгляд от взляда премьерного помогает прогресс техники - внешней (совсем другие бытовые приборы) и внутренней (человек теперь эволюционирует не между поколениями, а в рамках одной жизни - вместе с подключёнными к телу вещами). Старые фильмы сделаны проще, без цвета и стереозвука, они совсем не похожи на технологическую вершину экранной культуры - рекламные (в т.ч. музыкальные) видеоклипы.

В юности нам досаждала идеологическая перегруженность, «правильность» отечественных фильмов, но осознали мы её лишь на фоне зарубежных, которые власть безрассудно решилась показать народу - выбирала, конечно, идеологически близкие, вырезала соблазнительные кадры, но недостаточно тщательно. Теперь глаза, наоборот, устали созерцать на экране фальшивый праздник жизни, приятнее видеть чёрно-белые, нордические будни.

Прямолинейный воспитательный месидж советских фильмов, песен, памятников сейчас, десятилетия спустя, посыл не так постыл, уже не давит на нас, не вызывает отвращения. Почему? Потому что мы прислушиваемся к тоталитарному наследию, к «старым песням о главном», с безопасного расстояния, как в зоопарке. Вообще, старые или зарубежные фильмы мы не смотрим, а только подсматриваем их. То же ощущение у зрителей шоу, снятых скрытой камерой.

Советские фильмы нравятся потому, что они не актуальны, не похожи на новости. Зовут к подвигу, но нет уже той власти, которая раньше могла заставить нас его совершить. Песни, например, Зыкиной наконец-то кажутся приемлемыми, и всё же не настолько, чтобы снова слушать их на каждом концерте. Они те же, мы другие.

Tags: , ,

Comments
allavolodina From: [info]allavolodina Date: Июль, 4, 2009 18:00 (UTC) (ссылка)
Да, советское искусство - удивительный феномен. В целом же время расставило все по своим местам - серая конъюктура канула в Лету, а классика жанра заняла свое положенное место. Талантливо сделанное в огне не горит, как известно. Вот уже какой день отовсюду звучит голос Зыкиной - ведь чудо, а не пение. Шелк и бархат
arbogast From: [info]arbogast Date: Июль, 4, 2009 18:43 (UTC) (ссылка)
Талантливое (сделанное со вкусом и выдумкой) - оно вечно, отношение к нему мало меняется со временем. Удивляет другое: благодаря временной дистанции даже бесталанные заидеологизированные фильмы смотрятся с любопытством. Если бы, например, сейчас возродилась советская телепрограмма "Время" (рассказывала бы о современных событиях в старом стиле, клеймила капиталистов, давала репортажи с передовых заводов) - была бы популярной. Более того, культовой могла бы стать та же передача "Время", которую показывали бы изо дня в день с задержкой в 30 лет (как если бы те события происходили сейчас).
allavolodina From: [info]allavolodina Date: Июль, 4, 2009 18:58 (UTC) (ссылка)
Стилистика, которая воспринимается уже как экзотика. Может быть еще обаяние старины - вроде черепков из раскопа. Для некоторых ностальгия по детству и юности. Со временем все плохое забывается - все эти трудодни, КГБ, страх и как многим приходилось лицемерить. Кино тоже было лицемерием, но отрежиссированным и хорошо сыгранным
arbogast From: [info]arbogast Date: Июль, 4, 2009 19:08 (UTC) (ссылка)
Согласен, все эти факторы тоже действуют.
Но плохое о старых временах не забывается, а, наоборот, радует своей неспособностью до нас дотянуться.
archeopteriks From: [info]archeopteriks Date: Июль, 4, 2009 18:09 (UTC) (ссылка)
"Советское" - это "советское". И тогда, и сейчас. Отвращение к старымпеснямоглавном лишь стократно усиливается после всех этих идиотских перепевок. Интересно ( и может сослужить ещё службу; впрочем, не уверен) лишь то, "чего не было" в истории советской ( в том числе и б е л о р у с с к о й советской) культуры.
arbogast From: [info]arbogast Date: Июль, 4, 2009 19:04 (UTC) (ссылка)
Что ж, было бы интересно увидеть на экране альтернативную историю (хотя не исключено, что мы сами в ней и живём).
А советские песни мне всё же некотрорые нравятся - но совсем не те, что перепевает нынешнее телевидение.
archeopteriks From: [info]archeopteriks Date: Июль, 4, 2009 19:18 (UTC) (ссылка)
И мне нравятся!!! Более того, я занимаюсь собирательством всяческих музыкальных редкостей (забвенные ВИА, редкая киномузыка, советский лаунж и "easy listening", малоизвестные исполнители 50-х-60-х-начала 70-х гг...). Речь идёт о набивших оскомину (хоть и действительно небесталанных) "шуриках", "старыхклёнах" и пр и пр.
arbogast From: [info]arbogast Date: Июль, 4, 2009 21:19 (UTC) (ссылка)
А вкусы-то у нас похожие, я тоже собираю малоизвестную у нас музыку, чаще всего старую.
Нравится и "Старый клён" в изначальном исполнении.
archeopteriks From: [info]archeopteriks Date: Июль, 4, 2009 21:59 (UTC) (ссылка)
Ну, "Старый клен" я с потолка взял, для примера))).
На Западе, с подачи издательства Re/Search, в своё время был пущен термин Incredibly Strange Music (в упомянутом изд-ве вышла одноимённая книга и двухдисковое CD-приложение).
А на Радио Маяк когда-то была программа "Из архивов Гостелерадио" (как-то так она называлась): там крутились "звуковые письма", какие-то невообразимые, дикие радиоспектакли, "забракованные" патриотические песни и т. д. и т.п.
Т. е. большинство из того, "советского" и должно рассматриваться нынче как "Incredibly Strange", и никак иначе. Пользовать это после "Мухоморов", ДК, "Коммунизма" уже, наверное, глупо, но...
arbogast From: [info]arbogast Date: Июль, 4, 2009 22:57 (UTC) (ссылка)
На Западе была популярна советская киносказка "Морозко", но проходила пожанру фильма ужасов (там деревья ходят и т.п.). В сущности, большинство советских фильмов можно теперь считать триллерами. Не только потому, что живописуют страдания народа под пятой "блока коммунистов и беспартийных". Действие в советских фильмах, как правило, растянутое, сплошной саспенс, поэтому на их фоне почти все западные фильмы казались боевиками.
niadbaj From: [info]niadbaj Date: Июль, 4, 2009 19:15 (UTC) (ссылка)
"с безопасного расстояния, как в зоопарке"

або ў музеі. савецкае стала нечым такім, на што можна паказваць пальцам, узяць-пакруціць у руках-памацаць і - галоўнае - вярнуць на месца, на палічку, але не жыць у гэтым

і ёсць цалкам мілыя фільмы, мульцікі ды песні, так

arbogast From: [info]arbogast Date: Июль, 4, 2009 21:13 (UTC) (ссылка)
Гэта я і хацеў сказаць, але па дарозе знайшліся дадатковыя думкі.
leni2263 From: [info]leni2263 Date: Июль, 4, 2009 19:17 (UTC) (ссылка)
всегда была равнодушна к Зыкиной, а тут недавно услышала Течет река Волга-так до мурашек..
arbogast From: [info]arbogast Date: Июль, 4, 2009 21:23 (UTC) (ссылка)
Наверное, лучшая песня в её репертуаре. Главное, мелодия красивая, можно в случае чего (например, Волга пересохнет) и другие слова на неё положить. Есть, например, польская песня о Вильно на мотив "Волга-Волга, мать родная".
sveltione From: [info]sveltione Date: Июль, 18, 2009 18:37 (UTC) (ссылка)
как у Вас здесь интересно! а тема - просто чудо. Уже давно с удовольствием включаю и смотрю лишь фильмы по каналу "Наше кино". Однозначно, устали все от обилия насилия, открытой распущенности..вот еще чего в советских фильмах не было.
Ностальгия. Верно, забывается многое, но ведь если в душе заболит, как в детстве побываешь, разве это-не вечность?
15 комментариев or Оставить комментарий
profile
arbogast
User: [info]arbogast
Name: arbogast
calendar
Back Ноябрь 2009
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
page summary
tags

Реклама

Настроить